Анализ работы методического совета

Анализ работы методического совета МОУ «Осельковская основная общеобразовательная школа» Всеволожского района Ленинградской области за 2017-2018 учебный год

Цели анализа:

выявить степень реализации поставленных задач перед членами ШМС; наметить план работы ШМС на новый учебный год.

Предмет анализа:

учебная и методическая работа членов ШМС

1. Общая оценка работы по выполнению задач, поставленных перед ШМС

Деятельность ШМС в 2017-2018 учебном году строилась в соответствии с планом работы ШМС, методической темой: «Повышения качества образовательного процесса через реализацию системно-деятельностного подхода в обучении, воспитании, развитии обучающихся», отражая работу по реализации задач на 2017 – 2018 учебный год:

 Задачи:

  1. 1.Продолжить знакомство с инновационными технологиями обучения (личностно - ориентированное образование, проектные методики, исследовательский метод, проблемное обучение и др.).
  2. Постоянно совершенствовать формы и методы преподавания предмета.
  3. Проведение методического месячника в рамках фестиваля наук «Современный урок по ФГОС. Технологическая карта как эффективное средство урока, формирующего УУД».
  4. Усилить практическую направленность преподавания, организовать взаимопосещение уроков, обмен опытом.
  5. Вести внеурочную работу по предмету.
  6. Формирование культуры преемственности педагогов в учебно-воспитательном процессе школы.
  7. Подготовить учащихся 9-х классов к итоговой аттестации.
  8. Повысить качественную успеваемость по предмету.
  9. Расширить знания учащихся в области биологии, географии путём привлечения их во внеклассную работу по предмету, участия в конкурсах, олимпиадах.
  10. Совершенствование качества образовательных программ и повышение уровня профессиональной компетентности педагогических кадров.
  11. 11.Реализация принципа гуманизации образования, включающего в себя ориентацию на приоритет общечеловеческих ценностей, личностное начало в обучении и воспитании, индивидуализацию образовательного процесса, развивающее и развивающееся обучение.
  12. Изучение методической литературы.
  13. Участие педагогов в фестивале педагогического мастерства «Профессиональный успех-IV».

В основном поставленные перед ШМС задачи были реализованы. Как показала работа, руководители МО приложили максимум усилий для реализации поставленных в 2017-2018 учебном году целей и задач. Деятельность учителей и учащихся была достаточно активной, разнообразной и эффективной. Это подготовка к сдаче ГИА по русскому языку, математике, обществознанию, биологии и географии, работа по подготовке к конкурсам, олимпиадам, проектам. Для развития способностей, учащихся широко использовались в работе внеклассные мероприятия, индивидуальные занятия.

В соответствии с поставленными задачами методическая работа учителей школы была направлена на создание условий для развития педагогического мастерства, повышения уровня профессиональной компетентности учителей, повышение уровня качества знаний учащихся по предмету, организации подготовки к государственной итоговой аттестации.

Учителями применимы следующие методики использования инновационных образовательных технологий на уроках: защита проектов, подготовка презентации по теме урока, её защита. В школе созданы материальные условия для применения ИКТ.

В соответствии с планом учителя-предметники прошли курсы, направленные на повышение профессионального мастерства. Педагогический опыт совершенствуется и в рамках ШМС. Это выступления на заседаниях ШМС с докладами по темам самообразования, освоение новых педагогических технологий, инновационная работа по предметам, выступления на заседании районных методических объединений.

Роль методической работы возрастает в современных условиях в связи с необходимостью использовать новые методики, приемы, технологии обучения. Поставленные перед педагогами задачи решались через совершенствование методики проведения уроков, индивидуальной и групповой работы со слабоуспевающими и одаренными учащимися, коррекции знаний учащихся на основе диагностической деятельности учителя, развития способностей и природных задатков учащихся, ознакомления учителей с новой педагогической и методической литературой.

Одним из важных аспектов в деятельности ШМС является изучение и анализ форм итоговой аттестации выпускников по русскому языку, математике, обществознанию, биологии и географии. Для решения задачи повышения качества образования, формирования опыта подготовки учащихся к итоговой аттестации в 9-ом классе в новой форме были проведены семинары, групповые и индивидуальные консультации.

1. Анализ работы по учебно-методическому обеспечению образовательного процесса по предмету

Каждый учитель-предметник в соответствии с выбранными УМК, рекомендованными Министерством образования и науки РФ, составил рабочие программы:

Все программы были пройдены в полном объеме.

2. Работа по созданию методической базы кабинетов

В 2017-2018 г. учителя школы работали над совершенствованием кабинетной системы. Широко использовались ТСО на уроках, продолжалось накопление и систематизация наглядного, дидактического и раздаточного материалов.

Создано огромное количество печатного материала по предметам в форме контрольных, самостоятельных, тестовых работ, некоторые из них выполнены с использованием ИКТ в форме игр-презентаций. Создано большое количество презентаций к урокам. Во всех учебных кабинетах имеется необходимый материал для работы: дидактический материал, различные словари, иллюстративный материал, репродукции картин, портреты, карточки для индивидуальной работы, словари, хрестоматии, справочники.

В 2018-2019 учебном году необходимо продолжить активную работу по развитию учебно-методической базы кабинетов.

3. Анализ работы по повышению квалификации педагогов, аттестации

Модернизация образования требует от каждого усилий и активного повышения квалификации. За прошедший учебный год курсы повышения квалификации прошли следующий учителя: Караблинова Т.В. ГАОУ ДПО ЛОИРО Профессиональная переподготовка «Педагог- психолог образовательной организации» (282 часа); Козлова С.А. ГАОУ ВО ЛО «ЛГУ им. А.С. Пушкина» «Интегрированное обучение учащихся с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы» (72 часа); Садыкова Н.Е. ГАОУ ДПО ЛОИРО «Организация инклюзивного образования детей-инвалидов, детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях» (72 часа); Спицына О.С. ФГБОУВПО «РГПУ им. А.И. Герцена» «Содержание географического содержания в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС» (72 часа); Самойлов С.А. ГАОУ ДПО ЛОИРО «Изучение истории в Ленинградской области в современной школе: вопросы содержания и методики» (72 часа); Барышникова В.В. ГАОУ ДПО ЛОИРО «Актуальные вопросы методики начального общего образования в соответствии с ФГОС» (120 часов); Барышникова В.В. ГАОУ ДПО ЛОИРО «Воспитание и развитие личности в условиях реализации ФГОС и Стратегии развития воспитания в РФ» (72 часа); Саляхова Е.С. ГАОУ ДПО ЛОИРО «Актуальные вопросы методики начального общего образования в соответствии с ФГОС» (120 часов); Саляхова Е.С. АНОДПО «МАСПО» «Переподготовка 2читель-логопед»; Коваленко Д.В. ГАОУ ДПО ЛОИРО «Организация инклюзивного образования детей-инвалидов, детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях» (72 часа).

 Темы для самообразования, выбранные педагогами ШМС, свидетельствуют о том, что учителя понимают всю важность задач, стоящих перед ними. В формулировках проблем, решаемых учителями, видятся новые подходы к образовательной деятельности. Главным в работе учителя считают заинтересовать ребят предметом, помочь им раскрыться, проявить себя творчески, дать ученикам свободно развиваться.

По результатам взаимопосещений уроков были выработаны рекомендации для членов ШМС:

  • тщательнее продумывать формы опроса учащихся, приемы и методы работы со всем классным коллективом (с сильными уч-ся, низко мотивированными уч-ся);
  • разнообразить формы уроков;
  • активно использовать инновационные технологии (в том числе ИКТ-технологии).

 

Вывод: таким образом, анализируя итоги работы текущего года, можно сделать выводы, что учителя школы имели возможность для реализации подготовки и переподготовки педагогических кадров. Хотя педагогический состав учителей школы достаточно опытный и квалифицированный, рекомендуется в рамках модернизации образования активно повышать квалификацию.

 

4. Анализ тематики заседаний ШМС

 

Проведены педсоветы по следующим темам: «Современные подходы к контролю и оценке знаний обучающихся как структурным и функциональным компонентам образовательной технологии»; «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении»; «внеурочная деятельность в образовательной организации».

 

Проведены 6 методических заседаний по плану школьного методического совета по следующим темам: «Система работы МО по развитию профессиональной компетентности педагогов», «Расширение зоны использования ИКТ в образовательном процессе в условиях введения ФГОС», «Эффективные технологии, формы и методы работы на уроке как условие повышения качества образования». После проведения ВПР по предметам были внесены изменения в планы работы МО, были разработаны индивидуальные образовательные маршруты по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, получивших по результатам ВПР неудовлетворительные оценки. Проведен круглый стол «Мотивация ученика основное условие успешного обучения».

Также на заседаниях обсуждались сложные теоретические вопросы, подводились итоги месячника в рамках фестиваля наук, административных контрольных работ и т. д.

Вывод: вынесенные вопросы на заседаниях ШМС соответствовали целям и позволили в полном объёме решить поставленные задачи.

 

5. Участие в конкурсах, семинарах, конференциях.

 

В 2017-2018 учебном году 3 учителя приняло участие в фестивале «Профессиональный успех-III» в следующих номинациях:

  • «Учитель года» - Спицына О.С.
  • «Учитель здоровья» - Барышникова В.В.
  • «Классный самый классный 5-9 классов» - Полищук Н.И.

Финалистом данного фестиваля стала Спицына О.С. учитель географии. Руководитель естественно-математического цикла Бабикова Л.В. вместе с учителями своего МО приняли участие в фестивале в номинации «Лучшее методическое объединение» и получили сертификат за участие. Барышникова В.В. стала дипломантом в своей номинации.

 

Посещение семинаров, конференций, тематических консультаций, открытых уроков творчески работающих учителей школьного и муниципального уровней. Проводились круглые столы. На базе нашей школы в апреле 2018 года проходило заседание районного методического объединения классных руководителей Всеволожского района, на котором выступали учителя нашей школы: Ковалькова С.В., заместитель директора по ВР; Караблинова Т.В., педагог-психолог; Хайбалиева Н.С., руководитель ШМС школы, учитель английского языка. Коллеги делились опытом работы.

 

6. Анализ инновационной деятельности ШМС

 

В работу ШМС усиленно внедряются инновационные технологии, в частности, информационные и мультимедийные. На сегодняшний день учителями разработано немало внеклассных мероприятий и уроков по предметам с использованием ИКТ.

Учителя делают поурочное планирование с использованием информационно-коммуникационных технологий, находят учебные материалы в Интернете, используют информационно-коммуникационные технологии для мониторинга развития учеников, для тестирования. При этом эффективно используют информационно-коммуникационные технологии для разработки и проведения уроков.

Дальнейшая деятельность учителей в рамках создания единого информационно-образовательного пространства обеспечит качественные изменения в организации и содержании образовательного процесса, а также в характере результатов обучения. Поэтому работу в данном направлении необходимо развивать и совершенствовать.

Использование инновационных технологий помогает учителям-предметникам найти индивидуальный подход к каждому ученику, дифференцированно оценивать знания ребят, поощрять и поддерживать их творчество, развивать их интеллект.

Учителя отрабатывают нетрадиционные формы проведения уроков: дискуссии, конференции, уроки-исследования, уроки с применением групповой работы, с мультимедийным сопровождением, использованием компьютерных технологий. Такие уроки увлекают ребят, побуждают их к самообразованию, к чтению текстов художественных произведений, создают для детей ситуацию, когда можно высказать свою точку зрения.

 

Вывод: с целью повышения качества усвоения учебного материала учителя предметники стремятся шире использовать потенциал учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке: используют дифференцированный подход в процессе изложения нового материала; внедряют технологию опережающего обучения с использованием опорных схем; совершенствуют имеющиеся в методическом арсенале учителя приемы, методы работы по формированию учебно-познавательной деятельности учащихся.

 

Анализируя работу МС школы, хотелось бы дать следующие рекомендации по работе в следующем учебном году:

  • конкретно планировать работу по изучению, освоению и внедрению в практику передового опыта;
  • планировать проектную и исследовательскую деятельность индивидуально или совместно с учащимися;
  • уделять особое внимание внеклассной работе по предмету;
  • осуществлять мониторинг, практикуя рейтинговые опросы педагогов и учащихся об уровне проведения различных мероприятий.

 

Показателями успешной работы учителей можно считать:

  • Сохранение положительной мотивации учащихся.
  • Результаты инновационной деятельности педагогов.
  • Использование различных видов проверочных работ на уроках как средство ликвидации пробелов учащихся.
  • Методические умения педагогов по применению инновационных технологий.
  • Среди учителей систематически проводится работа по повышению квалификации педагогов.
  • Активно ведется работа над темами самообразования.
  • Члены МС школы понимают значимость методической работы, принимают активное участие в жизни школы.

Все заседания ШМС проведены согласно плану работы. Выполнение решений заседаний контролируется, систематически проводится мониторинг качества знаний учащихся.

 

Работу учителей в 2017-2018 учебном году признать удовлетворительной.

Есть проблемы, над которыми предстоит работать членам ШМС в следующем году:

  1. Организация работы с «одаренными детьми», «слабыми учениками»
  2. Продолжить процесс самообразования;
  3. Активное использование инновационных технологий;
  4. Пополнение методической «копилки» школы;
  5. Повышение качества образования обучающихся;
  6. Повышение мотивации обучающихся.

Затруднения в педагогической работе, выявленные в процессе настоящего анализа, могут быть решены благодаря тому, что педагоги творчески решают вопросы воспитания, развития, обучения детей. Решение этих проблем предполагается обеспечить за счет целенаправленной методической работы и внутришкольного контроля в соответствии с индивидуальными возможностями каждого педагога.

 

 

Руководитель ШМС Н.С. Хайбалиева

Секретарь А. М. Мирзабекьян

15.10.2018