Информатика

Основы программирования в среде Lazarus


Информатика

Информатика — наука и учебная дисциплина, связанные с вопросами, методами и принципами Обработки, накопления и передачи информации в ЭВМ и с помощью компьютеров и сетей ЭВМ. Информатика как наука и учебная дисциплина изучается в России, на Украине, в Белоруссии, Казахстане, Франции и Германии.

Информатика как научная дисциплина в России была изложена в фундаментальной монографии академика Глушкова В. М. «Безбумажная информатика» в 1978 г. Академик Глушков писал: «В ХХ1 веке большая часть информации будет храниться в памяти ЭВМ».

Первое энциклопедическое издание «Информатика» под ред. академика РАЕН Поспедова Д.А. вышло в 1994 г. и содержало большое число материалов, связанных с информатикой, информационными системами, информационными технологиями и исследованиями в области искусственного интеллекта.

Информатика как учебная дисциплина в России появились в школах в 1985 году одновременно с первым учебником А. П. Ершова «Основы информатики и вычислительной техники». Первый учебник информатики Каймина В. А. и Питеркина В. М. для студентов вузов появился также в 1985 г.

 

Понятие информации

Информация - это базовое понятие в информатике как научной и учебной дисциплины, а так же в философии, юриспруденции, информационных и телекоммуникационных технологиях, в связи, в жизни человеческого общества.

Информация — согласно Закону РФ «Об информации и защите информации», это сведения о людях вещах, фактах, событиях и процессах. В широком смысле, это абстрактное понятие, имеющее множество значений, в зависимости от контекста. В узком смысле этого слова — сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

Информатика в самых первых научных монографиях, а также школьных и вузовских учебников Ершова, Каймина, Кушниренко определялась как наука о накоплении и передачи информации в ЭВМ, с помощью ЭВМ и в сетях ЭВМ.

Понятие информации рассматривалось ещё античными философами. До начала промышленной революции, определение сути информации оставалось прерогативой преимущественно философов.

После массового внедрения персональных компьютеров и глобальной сети Интернет информация стала основным объектом — новая на то время наука — информатика - как научной и учебной дисциплины в вузах и школах.

 

ЕГЭ - единые экзамены по информатике и ИКТ

С 2009 года информатика и ИКТ - единые выпускные и вступительные экзамены в вузах и школах Российской Федерации. В 2009г. более 50 тысяч школьников сдали ЕГЭ по информатике и ИКТ и стали студентами вузов на основании сертификатов ЕГЭ.

ЕГЭ по информатике и ИКТ - это единый государственный экзамены на основании которых абитуриентов зачисляют в вузы на компьютерные, математические и инженерные специальности. В 2009 году конкурс на компьютерные специальности в вузах Москвы достигал 10 человек на место.

На экзаменах ЕГЭ по информатике проверяются знания по алгоритмизации, логике, базам данных, Интернет, языкам Бейсик или Паскаль, умениям решать задачи на ЭВМ и анализ правильности алгоритмов и программм на ЭВМ без ЭВМ.

 

Опыт обучения информатике в школах и вузах

Эффективность процессов обучения определяется по конечным и промежуточным результатам - результатами зачетов, экзаменов, выполнением контрольных и домашних работ, курсовыми и дипломными проектами.

В информатике и программировании - результатами считаются зачеты и экзамены, а также решение задач на ЭВМ и выполнение курсовых проектов и работ.

Эффективное программирование - это эффективная разработка прикладных алгоритмов и программ на ЭВМ, полностью решающие поставленные прикладные задачи.

Значимые результаты в информатике - это курсовые работы и проекты, выполненные на ЭВМ мли в сети Интернет - сайты, блоги, программы, электронные таблицы, базы данных и т.д. и т.п.

Зачеты и экзамены в информатике состоят из трех частей:

  1. решение задач на ЭВМ,
  2. работы с офисными пакетами,
  3. курсовые проекты в Интернет (в сети ЭВМ).

Наиболее яркие результаты - курсовые Интернет-проекты, которые видны всем участникам - ученикам, родителям, преподавателям, администрации и общественности.

Наиболее простые результаты - подготовка текстов, сочинений, рисунков, иллюстраций, электронных таблиц, баз данных и презентаций в офисных пакетах.

Наиболее значимые результаты - разработка алгоритмов, программ и решение задач на ЭВМ с проверкой правильности результатов, алгоритмов и программ.

Разработка алгоритмов и программ требует знания алгоритмизации и умений проводить анализ правильности алгоритмов и проверки программ на ЭВМ.

Многолетний опыт обучения показывает, что всех студентов и школьников можно научить информатике и программированию при надлежащей практикумах на ЭВМ и организации учебного процесса.

Обучение информатике и программированию в МИЭМ, МАТИ и других московских вузах с 1985 года показывает, что при надлежащей практике на ЭВМ и использовании учебников Каймина, Нечаева, Питеркина почти все студенты получают на экзаменах оценки "отлично" и "хорошо", выполняя зачетные и курсовые работы на ЭВМ.

опыт обучения информатике школьников из 120 московских школ при МАТИ с 1983 по 1998гг. показал, что почти все школьники успешно сдавали вступительные экзамены по информатике, успешно решали на ЭВМ экзаменационные задачи по учебникам информатики Каймина, Питеркина, Титова.

 

Информатика и русский язык

Информатика в школах - мощнейший инструмент для углубления изучения русского, национальных и иностранных языков с помощью Интернет-технологий.

Интернет-технологии в вузах и школах - это прежде всего создание сайтов, блогов, электронных газет и журналов, а также электронных библиотек и энциклопедических материалов.

Публикации в Интернет - для студентов и школьников видны не только их авторам, но и их преподавателям, товарищам, родным и друзьям - всем заинтересованным лицам.

Все хотят, чтобы их публикации на сайтах, блогах, вызывали живое интерес и положительные рекации на их идеи, трубы и сочинения - все создается для людей.

Экзамены по информатике должны обязательно включать создание сайтов и блогов и публикации личных сочинений в сети Интернет.

Открытая энциклопедия инноваций в информатике и ИКТ - образец для освоения Интернет-технологий для подготовки научных публикаций в сети Интернет.

 

Информатика и компьютерные науки в вузах

Информатика вузах РФ изучается с 1991 года на базе компьютерных классов и вычислительных центров, которыми оснащены все вузы России. Первые учебники информатики для студентов вузов у нас в стране появились в 1985 г. одновременно с появлением первых школьных учебников информатики.

Преподавание информатики в вузах России с самого начала проводится на базе компьютерных классов с компьютерными практикумами, зачетами и экзаменами по алгоритмизации и программированию, офисными пакетами программ, а также по Интернет-технологиям.

Экзамены и зачеты по информатике и программированию в вузах РФ ведутся с самого начала введения этих дисциплин на компьютерных, а затем технических, экономических и математических спецтальностях высшего образования.

В 1998 г. в РФ прошел конкурс вузовских учебников под Эгидой МниОбраза РФ. Лучшими учебниками информатики были объявлены учебник информатики Каймина В. А. и Учебник информатики Макаровой Н. В., которым был присужден гриф «Рекомендован Министерством Образования РФ для студентов вызов».

К учебникам информатики Каймина В. А. совместно с Касаевым Б. С. созданы практикум на ЭВМ на базе Windows и дистрибутивы с пакетами открытого ПО по информатике и информационным технологиям на базе Linux.

Основным требованием к содержанию вузовских учебников информатики была рекомендация отражения в учебниках современного состояния информатики, а также информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

В вузовских учебниках информатики с 2000 годов в силу этих требований к содержания курса информатики появились разделы, связанные с Интернет и Интернет-технологиям, а также практикумы по созданию Интернет-сайтов и интерактивных программ для Интернет на базе языка Javascrit.

Во многих вузах России с середины 80-х годов во появились лаборатории, кафедры и факультеты информатики, на которых готовят специалистов в области информатики, вычислительной техники и информационных технологий.

 

Компьютерные специальности в вузах

Внедрение информатики в вузах как учебного предмета и фундаментальной науки привело к открытию большого числа направлений и специализаций в области информатики, информационных систем, технологий, информационной безопасности и защиты информации в ЭВМ и сетях ЭВМ.

  1. ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ
    1. Математика. Компьютерные науки
    2. Прикладная математика и информатика
    3. Информационные технологии
    4. Математическое обеспечение и администрирование информационных систем
  2. ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИКА
    1. Информатика
  3. ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
    1. Криптография
    2. Компьютерная безопасность
    3. Организация и технология защиты информации
    4. Комплексная защита объектов информатизации
    5. Информационная безопасность телекоммуникационных систем
    6. Противодействие техническим разведкам
  4. ИНФОРМАТИКА и ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА
    1. Информатика и вычислительная техника
    2. Вычислительные машины, комплексы, системы и сети
    3. Автоматизированные системы обработки информации и управления
    4. Системы автоматизированного проектирования
    5. Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем
    6. Информационные системы
    7. Информационные системы и технологии
    8. Информационные технологии в образовании
    9. Информационные технологии в дизайне
    10. Информационные технологии в медиаиндустрии
    11. Моделирование и исследование операций в организационно-технических системах

 

Информатика и ИКТ в школах

Информатика в школах появилась в 1985 году одновременно с появлением первого школьного учебника информатики академика Ершова А. П., который принял личное участие в написании учебного пособия «Основы информатики и вычислительной техники».

Задача-минимум информатики в школах была определена как обучение компьютерной грамотности — умениям работы на компьютерах с редакторами текстов, электронными таблицам, базами данных, а также умениями работы и поиска информации в Интернет (ИТ-грамотность).

Все школы РФ с 2007 г. оснащены компьютерами, доступом к Интерне и пакетами программ по информатике и информационным технологиям на базе лицензионного коммерческого ПО (на базе Windows) и открытого отечественного ПО (на базе Linux).

Все школы России обеспечены квалифицированными преподавателями и учителями информатики, знакомыми с операционными системами Windows и Linux, офисными пакетами программ и языками программирования Бейсик и Паскаль.

Однако многие действующие учебники информатики (Макаровой, Семакина, Шифрина и др.) не соответствуют требованиям ЕГЭ по информатике - в них отсутствует логика, алгоритмизация, а также языки Бейсик и Паскаль, используемые в заданиях и задачах ЕГЭ.

требованиям ЕГЭ по информатике' в наибольшей степени соответствуют учебники Каймина, Угриновича и Шауцуковой, в которых излагается не только работа с офисными пакетами в Windows, но и алгоритмизация и языки Бейсик и Паскаль.

Более 50 тысяч школьников в 2009г. успешно сдали единые экзамены ЕГЭ по информатике и получили право на поступление в лучшие вузы РФ на компьютерные, технические, инженерные и математические специальности по результатам сдачи ЕГЭ по информатике.