Pascal - Оператор присваивания

Оператор присваивания. Арифметические выражения

Первый оператор, с которым мы познакомимся, – оператор присваивания. Оператор присваивания - основной оператор любого языка программирования. Общая форма записи оператора:

имя величины := выражение

Например, V:=A; или V:=A+1;

При помощи оператора присваивания переменной могут присваиваться константы и выражения, значения переменных любого типа.

Как только в программе встречается переменная, для неё в памяти отводится место. Оператор присваивания помещает значение переменной или значение выражения в отведённое место.

Если в процессе выполнения программы встречается пере присваивание (т.е. та же самая переменная принимает другое значение), то старое значение переменной стирается, на свободное место записывается новое значение. Команда присваивания позволяет лучше понять смысл слова переменная (т.е. меняющая своё значение по ходу программы).

Выражение может быть арифметическим, логическим или литерным. Важно, чтобы тип величины был согласован с видом выражения.

Арифметические выражения должны быть записаны в так называемой линейной записи согласно следующим правилам:

  • выражение должно быть записано в виде линейной цепочки символов;
  • используемые операции приведены в таблице:
Название операции Форма записи
Сложение x + y
Вычитание x - y
Умножение x * y
Деление x / y
  • нельзя опускать знаки операций, например писать 5b. Для записи произведения чисел 5 и b надо писать 5*b;
  • аргументы функций (sin, cos и др.) как и аргументы вспомогательных алгоритмов, записываются в круглых скобках, например sin(x), cos(4*x).

Порядок выполнения операций

Порядок выполнения операций при вычислении арифметических выражений можно регулировать при помощи скобок по обычным правилам. Там, где скобки отсутствуют, ЭВМ выполняет операции в следующем порядке:

  • вычисляет значение всех алгоритмов-функций и стандартных функций;
  • выполняет справа налево все операции возведения в степень;
  • выполняет слева направо все операции умножения и деления;
  • выполняет слева направо все операции сложения и вычитания.

Пример:

Program Summa2;

{Задача. Вычислить сумму двух чисел и вывести на экран.}

Var

number1, {переменная для хранения первого числа}

number2, {переменная для хранения второго числа}

rezult : integer; {переменная для хранения результата вычисления}

Begin {Начало программы}

number1 := 3; {присваиваем переменной number1 значение 3}

number2 := 4; {присваиваем переменной number2 значение 4}

{складываем значения переменных number1 и number2 и результат присваиваем переменной rezult }

rezult := number1 + number2;

Write (number1, '+', number2,'=',rezult); {вывод примера на экран}

End. {Конец программы}

В нашем случае сначала переменной number1 присваивается значение равное 3 и переменной number2 присваивается значение равное 4, затем вычисляется значение выражения (number1 + number2) и оно присваивается переменной rezult. Сумма чисел посчитана.

Теперь надо вывести ее значение на экран. Для этого используют оператор Write – записать (вывести) на экран значение переменной, записанной в скобках. В нашем случае значение переменной number1, затем символ + , далее значение переменной number2, символ = и, наконец, значение результата rezult.

И, наконец, в конце раздела операторов стоит служебное слово End, после которого стоит точка.

Источник: www.pascal-c.ru