Методическая работа

Методическая тема школы на 2018–2019 учебный год:

«Повышение качества образовательного процесса через реализацию системно-деятельностного подхода в обучении, воспитании, развитии обучающихся»

Паспорт инновационного проекта 

«Финансовая грамотность»

Разработчик проекта

Самойлов С.А.

Нормативно-правовые основания проекта

  • «Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2033 годы».
  • «План совместных мероприятий Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области и Отделения по Ленинградской области Северо-Западного главного управления Центрального банка РФ по повышению финансовой грамотности населения на 2018 год».
  • Соглашение о сотрудничестве от 12.12.2017 года № 1/226/2017

Период реализации проекта

Август 2018-август 2021

Перечень и функции участников реализации проекта

Руководитель проекта: Царёва З.Г.

Образовательная организация: МОУ «Осельковская ООШ»

Тел.: 8-813-70-51-735

Исполнители: Самойлов С.А.

Научный руководитель (консультант Всеволожского отделения Сбербанка)

Ресурсное обеспечение проекта

Кадровые ресурсы: учитель истории и обществознания Самойлов С.А.; заместитель директора по УВР; руководитель методического совета, заместитель директора по воспитательной работе; родители учащихся.

Информационные ресурсы http://вашифинансы.рф/

Материально-технические ресурсы: мультимедийное оборудование, сеть Интернет, рабочая программа, КТП, КИМы, методические и учебные пособия по курсу «Финансовая грамотность»

Цель проекта

 Создание и адаптация модели формирования финансовой грамотности обучающихся.

Основные задачи проекта

1.Введение в систему воспитательной деятельности школы нового блока (раздела) «Формирование финансовой грамотности обучающихся» в рамках внеурочной деятельности

2.Приобретение опыта в вопросах формирования финансовой грамотности участниками образовательного процесса

3.Поиск, подбор и апробация теоретического и методического материала по теме проекта с целью формирования и адаптации модели финансовой грамотности обучающихся.

Продукт инновационной деятельности

Модель формирования финансовой грамотности обучающихся начального общего и основного общего уровня образования

  • Программа «Финансовая грамотность» учащихся начального и основного уровня образования»

Способы распространения инновационного продукта

1.Представление отчётной документации.

2.Размещение материалов на сайте школы.

 3.Презентации «Из опыта работы» - обмен опытом работы с МОУ «СОШ №4» г. Всеволожска; МОУ «Разметелевская СОШ»; МОУ «СОШ пос. им. Морозов   

4.Представление продукта инновационной деятельности:

печатный вариант документов проекта, электронный вариант

программы и методических разработок.

Риски инновационной деятельности и их компенсация

Методическая неготовность педагогов к работе по данной теме

(прохождение КПК участниками реализации проекта);

Недостаточная обеспеченность УМК, пособиями, для работы над проектом (использование интернет ресурсов, виртуальных библиотек)

Отработка форм сетевого взаимодействия с образовательными организациями района в рамках реализации проекта

Критерии и показатели эффективности проекта

Количественные критерии – максимальное количество освоивших курс

Качественные критерии – КИМ ы; анкеты, соцопросы, блиц опросы, проектные работы   

Система организации контроля за разработкой проекта и получения инновационного

продукта

1. Наблюдение за реализацией проекта

2. Собеседование по этапам реализации проекта

3. Промежуточная, итоговая отчётность.

4. Анализ деятельности.

5. Выход на результат получения инновационного продукта

 

Исполнитель: МОУ «Осельковская ООШ»

Самойлов Сергей Александрович, учитель истории и обществознания

8(81370) 51-735

Перспективный план реализации проекта

 

Этап

Период

Планируемые работы

 по реализации проекта

Ожидаемый результат

I этап

 

Подготовительный

Сентябрь 2018 –

декабрь 2018

 

Разработка

концепции

● Сбор, обобщение и анализ информации по теме.

● Консультация со специалистами:

- Консультанты Сбербанка

- предприниматели

- творческие группы школ

● Определение способов и необходимых ресурсов для обеспечения реализации проекта.

● Формирование и организация работы творческой группы учителей школы.

● Творческий поиск путей решения проблемы.

● Формирование нормативной базы, (кадровое, методическое, организационное обеспечение процесса).

● Формирование учебно-материальной базы, методическое сопровождение.

● Описание конкретной модели «Формирование Финансовой грамотности».

 

● Проведение мониторинга участников общеобразовательного процесса (учителей, учащихся и их родителей).

 

● Определение перечня регламентных документов по поставленной проблеме.

 

● Сотрудничество с

  • МОУ «СОШ №4» г. Всеволожска;
  • МОУ «Разметелевская СОШ»;
  • МОУ «СОШ пос. им. Морозова»;

 

 

II этап

 

Ресурсный

 

Январь 2018 –

май 2018 г.

 

Отработка

 содержания образовательного процесса

  • Создание ресурсного обеспечения реализации проекта

- повышение квалификации административно-управленческого аппарата учителей, специалистов.

  • Обеспечение материальной поддержки учителей, работающих над проектом.
  • Создание информационного поля по проблеме:

- методический блок;

- нормативно-правовой блок;

- информационный блок;

- диагностический блок.

  • Творческий поиск решения проблемы.
  • Продолжение формирования учебно-материальной базы.
  • Организована работа по формированию финансовой грамотности через урок и внеклассные формы работы
  • Изучение и освоение членами педколлектива технологии формирования финансовой грамотности
  • Поиск, подбор и апробация теоретического и методического материала по теме проекта с целью формирования и адаптации модели финансовой грамотности обучающихся

● Кадровая подготовка участников реализации Программы (через ЛОИРО, ВРМЦ, ЦИТ г. Всеволожска).

● Работа просветительских курсов по проблеме.

 

● Формирование нормативно-правовой базы

- локальные акты;

- инструкции;

- положения;

- планы;

- проекты.

 

● Тесное сотрудничество с Ленинградским областным отделением Сбербанка

● Привлечение родителей к организации УВП:

-посильная помощь кл. рук.;

- участие в школьных праздниках;

- проведение родительских собраний

  • Приобретение опыта в вопросах формирования финансовой грамотности участниками образовательного процесса

 

III этап

 

Переходный

 

 

Сентябрь 2018 –

декабрь 2018 г.

 

Изучение

организационно-педагогических условий

● Опыт преподавания уроков финансовой грамотности

● Единое планирование воспитательной работы по разделу «Формирование финансовой грамотности»

● Разработка и реализация конкретной модели «Формирования

финансовой грамотности».

● Продолжение формирования УМБ.

 

● Продолжена работа по изучению опыта других ОУ.

  • Выполнение плана мероприятий по реализации проекта

 

  •  Учащиеся осваивают учебные программы предмета «Финансовая грамотность» качественно и в полном объеме.
  • Введение в систему воспитательной деятельности школы нового блока (раздела) «Формирование финансовой грамотности обучающихся» в рамках внеурочной деятельности

 

  • Отработка форм сетевого взаимодействия с образовательными организациями района в рамках реализации проекта с ОУ:

-МОУ «СОШ №4» г. Всеволожска;

-МОУ «Разметелевская СОШ»;

-МОУ «СОШ пос. им. Морозов   

IV этап

Апробация

и внедрение

 

 

январь 2018г.-

май 2018г.

 

Изучение

эффективности работы

 

  • Наблюдение за реализацией проекта
  • Собеседование по этапам реализации проекта
  • Промежуточная, итоговая отчётность.
  • Анализ деятельности.

 

● Анализ реализации проекта по качественным и количественным критериям:

Количественные критерии – максимальное количество    освоивших курс

Качественные критерии – КИМ ы; анкеты, соцопросы, блиц опросы, проектные работы  

 

● Выход учащихся на уровень качественного усвоения программ

V этап

Итоговый

 

май 2018 г.-

август 2018г.

 

Обобщение

результатов

● Анализ реализации Проекта

 «Формирование Финансовой грамотности».

● Обобщение опыта проделанной работы.

 

● Выработка рекомендаций.

  • Описание модели.
  • Выход на результат получения инновационного    продукта:

-печатный вариант документов проекта,

-электронный вариант программы и методических разработок.

 

Пояснительная записка

 

Введение

 Финансовое просвещение и воспитание детей школьного возраста – сравнительно новое направление в школьной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.

Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая таким образом первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.

К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в образовательных учреждениях. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Ошибочно считается, что финансовая грамотность не нужна школьникам. Так как старшие во многих случаях не могут научить вас азам финансовой грамотности, значит, следует брать дело в свои руки и изучать дополнительную дисциплину в свободное от уроков время. Однако самое важное – это практическое применение знаний.

Правительством РФ разработана Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации, реализуются общероссийский проект «Финансовая грамотность в регионах России», региональные программы в рамках Проекта Минфина «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», ежегодно внедряются локальные (территориальные) проекты. 
Разработанные правительством документы – Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года и Стратегия развития финансового рынка РФ на период до 2020 года определяют финансовую грамотность как способность граждан эффективно управлять личными финансами, осуществлять учет доходов и расходов, краткосрочное и долгосрочное финансовое планирование, оптимизировать соотношение между сбережениями и потреблением.

МОУ «Осельковская ООШ» начинает работу над проектом

 в рамках утвержденного Плана совместных мероприятий Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области и Отделения по Ленинградской области Северо-Западного главного управления Центрального банка РФ по повышению финансовой грамотности населения на 2018 год

в рамках Соглашения о сотрудничестве от 12.12.2017 года № 1/226/2017 Комитет по образованию определил реестр образовательных организаций Всеволожского района по реализации проектов по финансовой грамотности.

Актуальность и важность проблемы.

Грамотность в сфере финансов, также, как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

Гипотеза – выстроенная система финансовой грамотности будет способствовать решению задач эффективного формирования у школьников, компетенций, связанных с поиском информации, анализом и планированием управления личным капиталом с помощью информационных технологий.

Как мы уже отметили, этот нужный предмет не преподают в школе. Главная цель – найти оптимальный вариант включения элементов финансового образования в существующую образовательную программу.

Проект будет реализован в рамках дополнительного образования детей через разработку и апробацию дополнительных образовательных программ по развитию финансовой грамотности обучающихся общеобразовательного учреждения

Проект рассчитан не только на работу с детьми, но и на развитие знаний и умений по теме проекта у родителей и педагогов школы, т.к. они являются непосредственно участниками образовательного процесса.

Новизна данного проекта заключается в системном подходе к проблеме, обозначенной в проекте, в отборе и сочетании различных информационных технологий. Инновационным этот проект является для всех участников образовательного процесса. Данный проект отличается вариативностью и творческой направленностью, является ориентирующей моделью совместной деятельности.

Практическая значимость проекта обусловлена тем, что

по итогам его реализации ученики получат доходчивую информацию, научатся решать задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе реализации проекта формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений

  • Чтобы как можно быстрее достучаться до их разума и привлечь к обучению навыкам денежных вопросов, участникам проекта будет предложены разные формы работы: программа финансовых уроков, классных часов, внеклассных мероприятий, встреч, бесед, экскурсий, проведение консультаций, семинаров по управлению личными финансами;
  • предоставление площадок для организации публичных мероприятий по финансовой грамотности: круглых столов, встреч, деловых игр и др.;
  •  а также изготовление памяток, закладок, буклетов;
  • информирование о книгах, статьях, брошюрах по финансовой грамотности и эффективному управлению личными финансами и предоставление их всем слоям населения через систему электронной доставки документов.

Участники реализации проекта:

Проект планируется для обучающихся 2-4 классов; 5-8 классов.

В ходе реализации проекта планируем организовать согласованное взаимодействие широкого круга специалистов различных ведомств и организаций: педагогов, работников пенсионного фонда, налоговой службы, службы занятости, банков, страховых компаний, представителей Администрации МО. Таким образом, проводниками идей финансовой грамотности выступают профессионалы.

Проект предусматривает реализацию комплекса мероприятий по повышению уровня финансовой грамотности учеников школы и рассчитан не на один год. Это только начало.

Для этого необходимо:

На начальном этапе: 

  • создать базу качественных учебных программ, позволяющих делать выбор необходимого материала с учетом разных условий

На следующем этапе:

  • на этой базе разработать модель формирования финансовой грамотности для учащихся разных возрастов для помощи педагогическому составу;
  • подходить к преподаванию творчески, используя определенные темы в рамках преподавания математики, чтения, социальных исследований и пр. предметов;

На заключительном этапе:

  •  успешная интеграция программ финансовой грамотности в систему образования

 

Направления и формы деятельности.

 

№ п/п

Название мероприятия

Категория участников

Срок

Ответственные

1.

Анкетирование «Умеете ли Вы управлять своими финансами?»

Участники ОП

Январь

Самойлов С.А.

 

 

Экономическая азбука «Деньги умных любят»

Учащиеся школ

Февраль

Самойлов С.А.

 

 

Финансово-литературная игра «Путешествие на остров Бартер»

Учащиеся школ

Март

Самойлов С.А.

 

 

Правовая игра «Потребитель и его права» К Всемирному дню защиты прав потребителей.

Учащиеся школ

Апрель

Самойлов С.А.

 

 

Круглый стол «Взрослая жизнь и важные финансовые решения»

Учащиеся школ

март

Самойлов С.А

Сотрудники банка

Сотрудники ПФ

 

 

Деловая игра «Финансовый крокодил»

Учащиеся школ

Февраль

Совместно с сотрудниками банка

 

 

Беседа-презентация «Российскому рублю – 700 лет»

Учащиеся школ

Апрель

Совместно с сотрудниками банка

 

 

Анкетирование «Умеете ли Вы управлять своими финансами»

Все категории

Декабрь

Члены творческой   группы проекта

 

 

Книжная выставка «История денег»

Все категории

Апрель

Садыкова Н.Е.

 

 

Информация на сайт

Участники ОП

Ежемесячно

Самойлов С.А.

 

 

Памятка «Финансовая грамотность в школу»

Участники ОП

Февраль

Самойлов С.А. Члены проекта

 

 

Закладка «Осторожно! финансовые мошенничества»

Участники ОП

Апрель

Самойлов С.А. Члены проекта

 

 

Буклет «История денег»

Участники ОП

Сентябрь

Самойлов С.А. Члены проекта

 

 

План проведения недели финансовой грамотности

п/п

Мероприятие

Дата

Ответственный

 1.

Размещение плана мероприятий недели финансовой грамотности на сайте ОУ

12 февраля

Самойлов С.А

 2.

Оформление стенда: «Финансовая грамотность школьников»

13февраля

Самойлов С.А

 3.

Тестирование по финансовой грамотности школьников

14 февраля

Самойлов С.А

 4.

Урок по обществознанию: «Деньги, их функции. Включена тема: «Карманные деньги: за и против»»

15 февраля

Самойлов С.А

 5.

Внеклассное мероприятие: «Школьникам о грамотном использовании финансовых услуг»

16 февраля

Самойлов С.А

 6.

Путешествие по сайтам www.вашифинансы.рф

http://хочумогузнаю.рф/

17 февраля

Самойлов С.А

 

Размещение на сайте ОУ информации для родителей по финансовой грамотности

19 февраля

Самойлов С.А

 

Заключение

Проект способствует формированию основ финансовой грамотности и построению собственной модели. Полученные знания, личностные ориентиры и нормы финансового поведения, обеспечат разумное поведение в экономической среде. Данный проект предназначен для ознакомительной и просветительной работы с учащимися начальной и основной общеобразовательной школы, для укрепления знаний по финансовой грамотности. С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.

 

Список использованных источников.

  1. Рудый, К.В. Международные валютные, кредитные и финансовые отношения. - Москва: Новое знание, 2007. - 427с.
  2. Чернышева, Ю. Г.  Анализ финансово-хозяйственной деятельности: 100 экзаменационных ответов: Ростов н/Д: МарТ, 2006. - 224 с. 

 

  1. История финансового законодательства России. - Москва: МарТ, 2003. - 256 с. 
  2. Царев, В.В. Оценка экономической эффективности инвестиций. - Санкт-Петербург: ПИТЕР, 2004. - 464с.
  3. Экономика и финансы [Электронный ресурс]: Рефераты и сочинения. - Москва: БИЗНЕССОФТ, 2007.
  4. Бабич, А.М. Государственные и муниципальные финансы. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 703 с. 
  5. Бочаров, В.В.  Финансовый анализ. - Санкт-Петербург: ПИТЕР, 2002. - 240с.
  6. Финансовая математика: учебное пособие / Е. В. Ширшов [и др.]. - Москва: КНОРУС, 2007. - 144 с.
  7. Мальцев, В.А. Финансовое право. - Москва: Академия, 2007. - 240с.
  8. Капитоненко, В.В. Задачи и тесты по финансовой математике. -Москва, 2007. - 256 с.
  9. Ромашова, И.Б.  Финансовый менеджмент. - Москва: КНОРУС, 2007. - 336 с. 

 

Интернет-ресурсы:

  1. Азбука денег - http://usovi.ru/uroki_sovi/money/index.php?page=block&block_id=1
  2. Аликина О. В. Введение экономических знаний в обучение младших школьников Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» - http://festival.1september.ru/
  3. Видеоуроки по экономике - http://econachala.narod.ru/
  4. Загадки и ребусы - http://www.collection-zagadok.ru/zagadki-cat47.html
  5. Загайнова Е. Экономическая викторина «Сказки Пушкина глазами экономиста» - http://www.igraza.ru/page-10-1-11.html
  6. Землянская Е. Экономика для младших школьников Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» - http://festival.1september.ru/
  7. Игры по экономике - http://basic.economicus.ru/igroteka/
  8. Материалы по экономике для малышей, рабочая тетрадь, разработки уроков- monk-scool6.ucoz.ru
  9. Свергунова Т. Ю. Игровое занятие «Путешествие в страну «Сказочная экономика» - http://doshvozrast.ru/konspekt/poznovrazv104.htm
  10. Социальная сеть работников образования - http://nsportal.ru
  11. Автономов В.С., Голдстин Э. Экономика для школьников - http://www.bibliotekar.ru/biznes-63/index.htm
  12. Экономические загадки для школьников - http://zanimatika.narod.ru/Narabotki12.htm
24.05.2018